?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий | Следующий

Адресовано, прежде всего, "непосвящённым". А также тем, кто по роду занятий, по обязанностям или просто по необходимости собирается заказывать разработку веб-ресурса. Одна из первых фраз, которую можно услышать от веб-разработчика: "Надо подумать какой движок использовать". Чтобы этот тезис не поставил вас как заказчика в тупик, попробуем разобраться.


Это понятие можно трактовать двояко: в широком и узком смысле. Давайте представим себе самый простой сайт одной небольшой компании. Такие веб-ресурсы называются, как правило, "сайт-визитка". Что это? Это, прежде всего, главная страница, где выложены какие-то основные, краткие, но разнообразные сведения о компании. Далее – это страница "Контакты" с адресом, реквизитами компании. Ещё могут быть страницы "Цены", "Лицензии", "Обратная связь". Допустим, всего пять страниц.

Что в таком случае будет называться "движком"? Разочарую: при том расхожем понятии "движок", которое бытует в абсолютном большинстве случаев, здесь движка нет вообще. Такой сайт может быть "самописным", – ручной разработки. Просто свёрстано пять страниц. Но слово "движок" созвучно слову "двигаться", не правда ли? Эти страницы нужно в браузере менять, "перелистывать" – двигать. Это достигается размещением на каждой странице ссылок на четыре других страницы: с 1-ой – на 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю; со 2-ой – на 1-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю и так далее. Вот в таком узком смысле – да, это можно признать "движком", в его самом простом представлении. Это – простейший внутренне-ссылочный механизм смены страниц в браузере.

Теперь давайте представим, что нам вздумалось добавить шестую страницу – "Коллектив". Это будут, скажем, имена и фотографии руководителей и главных менеджеров. Как мы поступим? Очевидно, структура этой новой страницы будет похожа на любую из пяти уже существующих: какая-то "шапка" сайта, затем левая колонка с навигационным меню, с блоком "Поиск". Далее – среднее поле с конкретной информацией, и затем – правое поле с блоками, например, "Наши телефоны", "Нужные ссылки" и т.д. и т.п. Можно сказать, что это классическая структура веб-сайта.

Первое что приходит в голову: а почему бы просто не скопировать любую из этих пяти существующих страниц и "сделать" из неё шестую? Правильно, почти всегда так и делается при ручной разработке. Но нам необходимо будет при этом заменить во внутреннем поле текст – для этой шестой страницы и, кроме того, модифицировать навигационное меню на каждой странице. В нём предстоит добавить везде шестую строчку: на существующих пяти – по ссылке на шестую, а в меню на шестой сделать ссылки на пять существующих, плюс "слепая" ссылка на саму себя. Не так уж и просто, правда?

А если сайт у нас достаточно сложный, с многоуровневым меню навигации, с авторизацией, с различными интерактивными функционалами? Как тогда – ведь, например, при "входе" в эккаунт уже не нужно показывать блок "Авторизация"? И, вероятно, структура левой и правой колонок будет ощутимо меняться в зависимости от раздела, страницы? Да, простым копированием страниц тут уже не обойтись.

В этом случае и появляется понятие "движок" в широком смысле – именно то, которое и бытует сегодня в ИТ-отрасли. Когда-то в помощь веб-разработчикам и контент-менеджерам и были созданы системы управления сайтом (контентом) – CMS. Ключевой элемент в работе CMS – так называемый шаблон. Это как бы "схема", логика, алгоритм сайта, – его отдельных страниц, который определяет, какие элементы левого, среднего и правого поля выводить на экран в зависимости от страницы, раздела, функционала. Присвоим "шапке" сайта символ A, левой колонке – B, среднему полю – C, правой колонке – D, "футеру" сайта – E. CMS "знает", что "генерить" конкретную страницу нужно именно в таком порядке: ABCDE. Именно таким образом браузер и "строит" страницу – сверху вниз и слева направо. Это – одна сторона понятия "движок" в широком смысле. То есть, генерация, построение каждой появляющейся в браузере страницы.

Подумаем: а каковы функции контент-менеджера сайта? Ему ведь не нужно что-то серьёзно перенастраивать, добавлять, модифицировать на страницах. Его обязанность – вести контент. Контентом в большинстве случаев как раз и является содержание среднего поля сайта. Его редактирование и предлагает CMS, – не обращая внимание контент-менеджера на любые другие элементы сайта. Это – вторая сторона понятия "движок" в широком смысле: возможность удобного интерфейсного создания и редактирования регулярного контента сайта. Например, простых новостей: они будут представляться, скажем, лентой в среднем поле.

Теперь опять представим: необходимо добавить новый блок, скажем, в левое поле. Обозначим его B1. Тогда порядок генерации будет следующим: ABB1CDE. Разработчик или контент-менеджер в несложном и понятном "конструкторе" просто вносит изменения (что-то добавляет) в алгоритм-шаблон и в нужном месте на каждой нужной странице появляется новый созданный элемент. Здорово, не правда ли? Сколько бы пришлось копировать страниц, адаптировать меню на них... Это – третья сторона понятия "движок" в широком смысле: генерация новых элементов и автоматическое их включение в алгоритм показа страниц сайта. То же самое происходит в этом смысле при добавлении новых страниц и разделов: автоматически адаптируется шаблон, меню навигации и расположение блоков и модулей. Вручную это было делать уже весьма затруднительно.

Чтобы было понятно окончательно, простая аналогия из повседневной жизни любого специалиста: папка-скоросшиватель с разделами, пластиковыми файлами, надписями... И вот нам нужно поместить в определённое место новый документ. Или изменить его. Раздел существующий или новый, цвет файла, достаём, защёлкиваем, надпись... Система управления контентом (CMS, движок) на сайте всё это сделает автоматически.

Календарь

Июль 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Любимые цитаты

"Мне не нужен игрок – прекрасный человек с великолепным характером. Мне нужен тот, кто отправляет мяч в сетку" (Жозе Моуриньо)

"Бедный, неудачный, несчастливый и нездоровый - это тот, кто часто использует слово "завтра" (Роберт Кийосаки)

"Аргументы следует не считать, а взвешивать" (Цицерон)

"Люди спрашивают, в чём разница между лидером и боссом. Лидер действует открыто, а босс тайно. Лидер ведёт, а босс управляет" (Теодор Рузвельт, политик, 26-й президент США)

"Не смешивай профессиональный цинизм с любительским презрением" (Джулиан Барнс)

"Любовь - это желание прикоснуться" (К.С.Станиславский)

"Проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений" (Бертран Рассел)

"Молчание - великий друг, который никогда не изменит" (Конфуций)

"Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе" (Джон Рокфеллер)

"Высшая добродетель мужчины - это умение хранить тайну" (Габриэль Гарсия Маркес)

"Действительно важно то, что вы делаете прямо сейчас" (Энтони Роббинс)

"Если ваша единственная цель - разбогатеть, вы её никогда не достигнете" (Джон Рокфеллер)

"За новыми впечатлениями больше всех гоняются те, кто не знает, что делать со старыми" (Мария Эбнер-Эшенбах)

"Дальше всех зайдёт тот, кто не знает, куда идти" (Оливер Кромвель)

"Если вы недовольны тем местом, которое занимаете, смените его, вы же не дерево" (Джим Рон)

"Когда человек говорит, что деньги могут всё, знайте: у него их нет и никогда не было" (Эдгар Уотсон Хоу)

"Эксперт - это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой области" (Нильс Бор)

"Лгать - значит признавать превосходство того, кому вы лжёте" (Сэмюэль Батлер)

"Никогда не осуждайте человека, пока не пройдёте долгий путь в его ботинках" (Лао Цзы)

"Слабые люди верят в удачу, сильные - в причину и следствие" (Ральф Уолдо Эмерсон)

"Самый хороший способ испортить отношения - это начать выяснять их" (сэр Уинстон Черчилль)

"Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам" (Стив Джобс)

"Люди забудут, что вы говорили. Люди забудут, что вы делали. Люди не забудут одного - что они чувствовали благодаря вам" (Майя Анджелоу)

"Не будь так скромен - ты ещё не настолько велик" (Голда Меир)

"Мы делаем деньги старомодным способом - мы зарабатываем их" (из лозунгов компании Smith Barney)

"Сделал добро - отойди на безопасное расстояние" (народная "мудрость")

Настроить

Теги

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner