?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий | Следующий

Занятные, оказывается, это документы. И весьма полезные и приемлемые. И многое разъясняющие. И каждый из них - не более 30 страниц. Всего-то. Их можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РФ, вот здесь. Первое, что бросается в глаза при их прочтении и изучении, - логичность и последовательность. Которую, увы, совсем немногие из нас соблюдают при сочинении подобных документов в практических условиях или обстоятельствах. Сначала по тексту идут компетенции (общекультурные - ОК и профессиональные - ПК), а затем уже сами примерные программы. Очень часто в действительности и на практике делается как раз наоборот: сперва набрасываем программы - что и как, а только затем думаем - для кого и в каком качестве. Вообще говоря, эти разделы (про компетенции) можно взять на вооружение при планировании различных курсов, семинаров, олимпиад, конкурсов и т.д. Получается, именно Минобрнауки РФ, которое мы часто ругаем в лице г-на Фурсенко, "делает нам всем сто очков вперёд".

Есть и в этих документах действительно неожиданности, проливающие свет на один деликатный момент. Очень часто от научных работников или преподавателей мы слышим фразу: "Необходимо чтобы 60% часов вели люди, имеющие учёную степень". Читаем выдержку (цельное предложение) из п. 7.16 одного из таких ФГОСов: "Не менее 60 процентов преподавателей (в приведённых к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь учёные степени или учёные звания". Получается, что официальный текст, мягко выражаясь, несколько отличается от приведённой ранее категоричной формулировки. Дело в том, что, как правило, любая общая образовательная программа (ООП) - для каждого направления и специальности, в каждом из ФГОСов - разбита на три цикла: 1) гуманитарный, социальный и экономический; 2) математический и естественнонаучный и 3) профессиональный. И соотносятся они в процентном заполнении ООП, тоже как правило, примерно и соответственно: 25; 25; 50%. Т.е., получается, что наши преподаватели немножко лукавят: ведь 60% профцикла - это всего 30% в данном случае по всей ООП. Кроме того, физическая культура, учебно-производственная практика и итоговая государственная аттестация представлены отдельно в "сетке" ООП. Значит, это ещё какие-то проценты "в минус".

Помимо этого, оказывается, каждый цикл состоит из базовой и вариативной части. Цитируем п. 6.2 того же ФГОСа: "Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть даёт возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей)..." И вот что интересно - объём вариативной части, скажем, профессионального цикла, может простираться вплоть до 45%. Т.е., опять несостыковочка. Относительно повсеместных замечаний, что, дескать, "стандарты нам ничего не позволяют". Всё они позволяют, как оказалось. И расширять, и совершенствовать программы, и успешным образом вводить самостоятельным порядком - самим вузом - новые профили (специализации) "внутри" направления (бакалавриата, 4 года) или специальности (специалитета, 5 лет). Кстати сказать, данный процесс регламентирует специальный документ - "О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования" (письмо Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ от 31.03.2011 № 12-532 - его легко найти в Интернете).

А есть положение ещё более аргументированное. Есть вот такой официальный веб-ресурс, на котором написано: "...Администрация сайта обращается с просьбой к вузам присылать свои ООП ВПО с новыми профилями подготовки бакалавров. ...Разработчики ООП ВПО (вузы) должны не забывать о своей свободе в части формирования профилей бакалавриата (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. № 1975, в котором второй абзац п. 7.1 ранее действующих ФГОС ВПО подготовки бакалавров, а именно "...Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО..." отменяется").

С другой стороны, есть и несуразности в этих ФГОСах. К примеру, положение, регламентирующее привлечение к учебному процессу практиков - из других организаций. Цитируем всё тот же п. 7.16 (абз. 3): "К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений". Это как это? Ежели, скажем, на кафедре трудится менее 20 человек, то как тогда? Странная норма, непонятная, неконкретная.

Вот такая вот, как говорится, аптека. Хорошие это стандарты и хорошие документы. Пользуйтесь, коллеги. И система ВПО - Болонская которая - тоже хорошая. Только вот применить для полного счастья умения, навыки, мозги и желания...

Календарь

Июль 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Любимые цитаты

"Мне не нужен игрок – прекрасный человек с великолепным характером. Мне нужен тот, кто отправляет мяч в сетку" (Жозе Моуриньо)

"Бедный, неудачный, несчастливый и нездоровый - это тот, кто часто использует слово "завтра" (Роберт Кийосаки)

"Аргументы следует не считать, а взвешивать" (Цицерон)

"Люди спрашивают, в чём разница между лидером и боссом. Лидер действует открыто, а босс тайно. Лидер ведёт, а босс управляет" (Теодор Рузвельт, политик, 26-й президент США)

"Не смешивай профессиональный цинизм с любительским презрением" (Джулиан Барнс)

"Любовь - это желание прикоснуться" (К.С.Станиславский)

"Проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений" (Бертран Рассел)

"Молчание - великий друг, который никогда не изменит" (Конфуций)

"Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе" (Джон Рокфеллер)

"Высшая добродетель мужчины - это умение хранить тайну" (Габриэль Гарсия Маркес)

"Действительно важно то, что вы делаете прямо сейчас" (Энтони Роббинс)

"Если ваша единственная цель - разбогатеть, вы её никогда не достигнете" (Джон Рокфеллер)

"За новыми впечатлениями больше всех гоняются те, кто не знает, что делать со старыми" (Мария Эбнер-Эшенбах)

"Дальше всех зайдёт тот, кто не знает, куда идти" (Оливер Кромвель)

"Если вы недовольны тем местом, которое занимаете, смените его, вы же не дерево" (Джим Рон)

"Когда человек говорит, что деньги могут всё, знайте: у него их нет и никогда не было" (Эдгар Уотсон Хоу)

"Эксперт - это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой области" (Нильс Бор)

"Лгать - значит признавать превосходство того, кому вы лжёте" (Сэмюэль Батлер)

"Никогда не осуждайте человека, пока не пройдёте долгий путь в его ботинках" (Лао Цзы)

"Слабые люди верят в удачу, сильные - в причину и следствие" (Ральф Уолдо Эмерсон)

"Самый хороший способ испортить отношения - это начать выяснять их" (сэр Уинстон Черчилль)

"Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам" (Стив Джобс)

"Люди забудут, что вы говорили. Люди забудут, что вы делали. Люди не забудут одного - что они чувствовали благодаря вам" (Майя Анджелоу)

"Не будь так скромен - ты ещё не настолько велик" (Голда Меир)

"Мы делаем деньги старомодным способом - мы зарабатываем их" (из лозунгов компании Smith Barney)

"Сделал добро - отойди на безопасное расстояние" (народная "мудрость")

Настроить

Теги

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner